|
||
Наш e-mail:
|
Герметизация трубок соединителей и радиаторов автокондиционеров.Герметизация радиаторов кондиционеров, радиаторов охлаждения, в особенности автомобильных при помощи сварки затруднен (если вообще возможен), по причине тонкостенности алюминиевых трубок радиаторов и чувствительности радиаторов к сварке. То есть, устранение течей и отверстий в радиаторах кондиционеров и охлаждения требует точечного добавления металла в местах дефекта, так, чтобы прилегающие участки не повредить тепловым воздействием, (пример ремонта радиатора здесь). Технология газодинамического напыления металлов ДИМЕТ® позволяет герметизировать течи в радиаторах и соединителях кондиционеров именно локально, при температурах не выше 150 градусов, не воздействуя на соседние участки. Общие принципы герметизации методом газодинамического напыления едины для восстановления герметичности не только радиаторов кондиционеров, но и герметизации топливных баков, соединений тонкостенных трубок, устранения малых отверстий и других дефектов различных металлических объектов. Ознакомление с подходами к проведению ремонта кондиционеров аппаратами ДИМЕТ®, позволяет лучше понять процесс напыления металлов газодинамикой в целом. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ДИМЕТ® Герметизацию отверстий аппаратами Димет проводим порошковым материалом А-20-11, состоящим из алюминия, цинка и корунда. Использование данного состава гарантированно обеспечивает герметичность систем давлением 25 атмосфер. Если отверстие имеет размер не более 0,5мм – наносим металлическое покрытие непосредственно на микротечь. Состав напыляем перпендикулярно поверхности, отверстие герметизируется довольно быстро и тратится мало порошка. (1)
Толщина покрытия растет вокруг отверстия, доля порошка уходит в отверстие, напыляемый металл образует форму кратера. (2) По мере роста частицы осаждаются на внутренних стенках кратера, и постепенно перекрывают отверстие. (3) Как только отверстие перекрылось, над ним образуется конус осаждаемого металла, герметизирующий течь.(4) Мы закрыли напылением отверстие, однако нужно провести финальную обработку. Тому есть две причины: Первая – узкая каверна, полость внутри конуса из напыленного металла, которая тянется от отверстия к вершине конуса, может заканчиваться очень близко к вершине, и возможно просачивание газа через покрытие. Вторая причина – для более быстрой герметизации обычно используется режим «повышенная мощность» характеризующийся большим нагревом. Нагрев же может привести к появлению микропор в покрытии, и как следствие – просачивание газа. Безусловно, можно надежно герметизировать отверстие увеличением толщины слоя на 0,5-1,0мм, проведя дополнительное напыление в режиме пониженной мощности. Но тогда увеличится размер нароста металла! (5) В таких случаях поступаем просто – абразивным камнем, шарошкой или обычным напильником аккуратно срезаем нарост. При срезании происходит вдавливание нанесенного покрытия внутрь полости, и как следствие герметизация отверстия. Полная герметичность достигается срезанием почти до основания, только бережно, не делая дыры. (6) Далее мы напыляем финальное покрытие толщиной 0,5-1,0мм на выровненный участок над бывшим дефектом, в режиме «пониженная мощность».(7) Перед тем, как герметизировать тонкие алюминиевые трубки, проверяем, не захватила ли коррозия площадь на большую глубину. Если на такую поверхность пытаться напылить металл, можно получить еще большую дыру. Изложенный способ восстановления герметичности трубок кондиционеров, в принципе можно применять и при герметизации течей более 0,5мм, но это довольно трудоемко вкупе со значительным повышением расхода напыляемого материала, и ненадежно. В принципе отверстия более 1мм при ремонте кондиционеров бывают нечасто, а вот при герметизации различных баков, емкостей, трубопроводов и радиаторов встречаются. Что надо делать? При герметизации отверстий и течей размером более 0,5мм поступаем следующим образом – применяем металлические затычки, призванные не герметично закрывать отверстие, а всего лишь уменьшать размер щели до приемлемого значения, и дать «зацепку» для напыления. Материал затычки – мягкий металл, кусок алюминиевой или медной проволоки. (8) (9) Теперь, так же как и в случае герметизации отверстия менее 0,5мм, напыляем металл на щель. Опять же, получается кратер, также закрывается щель. Результат – получился бугорок с металлической затычкой посередине.(10) Во избежание протечек газа, и обеспечения герметичности, как и ранее, срезаем бугорок вместе с частью затычки, (11) и, напыляем пониженной мощностью на ровную поверхность слой порядка 0,5-1мм. (12) Кратко уделим внимание нескольким особенностям герметизации единичных течей и отверстий радиаторов и кондиционеров. Если затычку закрепили слабо. То ее может просто выдуть мощной струей воздуха, поэтому подбираем размеры обеспечивающие плотное прилегание. Или, что часто практикуется, аккуратно придерживаем затычку чем-либо первое время. Пока наносимый материал не перекроет щель и затычка станет держаться нанесенным покрытием. Само собой, не срезаем лишний металл до тех пор, пока затычка не закрепилась в отверстии. Важно! Прочность на разрыв наносимого покрытия мала (меньше 10кг/мм2) вместе с малым относительным удлинением (хрупкость), поэтому откусывать лишние, спиливать и резать надо после обеспечения большей площади контакта. Покрытие, которое мы наносим по периметру, обеспечивает прочность крепления затычки, т.к. сила давления на затычку прямо пропорциональна ее площади. Адгезия на алюминии и сплавах с ним порядка 5-6 кг/мм2. Таким образом, оценка площади напыления по периметру затычки дает нам представление о давлении выдерживаемом затычкой. Если давления большие или площадь герметизируемых отверстий велика, закрепляем затычки с помощью двусторонних заклепок, резьбы, просто загибаем проволоку, с целью снятия механических нагрузок с покрытия. (13) Герметизация газодинамическим методом отлично себя зарекомендовала при ремонте радиаторов охлаждения автомобилей. ГЕРМЕТИЗАЦИЯ МНОЖЕСТВЕННЫХ ОТВЕРСТИЙ Обычно при осмотре хорошо различимо только одно отверстие течи. Если разгерметизация произошла ввиду ярко выраженной коррозии, то рядом вполне вероятно наличие более мелких отверстий. Нанесением тонкого слоя покрытия вокруг отверстия течи, выявляем микротечи и дефекты – они отчетливо проявятся. Напыляем на каждое отверстие бугорок покрытия, (14) потом за один проход срезаем, и, на весь обрабатываемый участок разом наносим финальный герметизирующий слой. (15) Также, эффективным способом герметизации отверстий газодинамическим методом ДИМЕТ®, будет являться способ нанесения покрытия под углом около 45 градусов. Первоначально наносим бугорок по одну сторону отверстия. (16) Затем проводим напыление под углом 45 градусов к обрабатываемой поверхности, при этом сопло плавно смещаем от нароста покрытия по линии отверстий, и, так мы добиваемся герметизирующего слоя над множественными отверстиями без образования высоких стенок кратера. (17) Угол наклона сопла, скорость движения сопла вдоль отверстий, подбираем исходя из опыта. Теперь опять – если получили покрытие достаточной толщины – срезаем почти до основания – далее наносим окончательный герметизирующий слой 0,5-1,0мм в режиме пониженной мощности. ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ ГЕРМЕТИЗИРОВАНИЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ НАПЫЛЕНИЕМ Все приемы работы, перечисленные выше, легко выполняются при свободном доступе к участку поверхности с дефектами, когда мы можем наносить покрытие перпендикулярно поверхности. Но сплошь и рядом отверстия находятся в таких местах, что сопло напылителя ДИМЕТ® можно направить только под углом к поверхности. Здесь сложность. Ведь эффективность осаждения металла при напылении снижается, при малых углах напыления скорость эрозии поверхности сравнивается с темпом роста покрытия. Если углы слишком малы, то частицы абразива входящие в состав порошков напыления будут срезать больше металла, чем он будет осаждаться на поверхность, а если воздействие длительно мы рискуем получить вместо герметизирующего слоя новое отверстие. Значит надо дать потоку герметизирующих частиц за что-то «зацепиться». Одним из вариантов герметизирования отверстия расположенного неудобно, является установка в отверстия искусственной преграды «столбика», используем проволоку, обломок иголки или похожие предметы. (18) Начинаем напылять непосредственно на основание «столбика-затычки», и с наименее доступных мест, так чтобы образовавшееся покрытие не мешало доступу к зоне герметизации.(19) Добиться герметичности можно напыляя покрытие по всему периметру отверстия. Для создания преграды при герметизации отверстия, которое расположено в местах со «слепыми» зонами доступа, создаем преграду напыляемому потоку каким-либо предметом – небольшим кусочком металла, фольгой, стеклом, располагая его за отверстием.(20)
|
ПРИМЕНЕНИЕ
технологии и оборудования |
|